• +7 (473) 252-17-11
Воронеж, Фридриха Энгельса ул, 39

Образовательная программа

 Основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО на 2016-2020 уч. годы

 

Содержание программы

Содержание

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

- информационная справка ДОУ

-цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

2.Содержательный раздел.

2.1.Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям.

2.2.Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы.

2.3.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса

3.Организационный раздел.

3.1.Организация образовательного процесса и организационно-педагогические условия

- организация режима дня

- гибкий режим деятельности

- модель образовательного процесса

- образовательная деятельность в режимных моментах

-взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, с организациями и учреждениями

3.2.Материально-техническое обеспечение программы

3.3.Кадровое обеспечение

3.4.Методические материалы и средства обучения

3.5.Содержание психолого-педагогической работы

3.6. Описание предметно-пространственной и информационно-образовательной среды.

3.7. Приложения

- комплексно-тематическое планирование работы

-расписание непосредственно-образовательной деятельности

-режим дня

 

 

 

 

 

 

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №83»

Основная образовательная программа разработана рабочей группой педагогов МБДОУ «Детский сад №83»: ст. воспитатель Бобровникова В.В., воспитатели: Фурсова С.А., Пушкина О.В., Воронова Е.А.

Программа спроектирована с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени развития дошкольного образования. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад  №83» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами федерального уровня по дошкольному воспитанию:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

-приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе нормативных документов муниципального уровня:

- Долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы»

- Устав МБДОУ «Детский сад №83»

- Лицензия на образовательную деятельность - серия.

Общие сведения о ДОУ

Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83»».

Сокращенное наименование учреждения: МБДОУ «Детский сад №83».

Адрес:394018 г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса д. 39

тел.: (8473) 252-17-11

Тип - муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Вид - детский сад.

Детский сад открыл свои двери для дошколят в 1964 году. За 48лет произошло много изменений. 26 декабря 2011 года детский сад после ремонта дополнительно принял 50 ребят. МБДОУ «Детский сад №83» занимает первый этаж жилого дома (290,кв.м)
Мощность детского учреждения – 59 детей (три группы).

         Новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования, его содержание определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Образовательная программа – это нормативно – управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно – образовательного процесса ДОО. Реализуется Программа не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов детской деятельности.

Цель Программы: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Задачи Программы:

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

2.Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей.

3.Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

4.Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка  как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, со взрослыми и с миром.

5.Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6.Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

7.Обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

         1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

         2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

         3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

         4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

         5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

         6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

         7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

         8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

         9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

         Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

      Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) решения задач  формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

         Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

         К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

         Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;

- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

         Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

2. Содержательный раздел.

2.1.Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям.

         Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавтельные и интеллектуально-творческие.

         Задачи:

-предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Принципы познавательного развития:

ñ    Сознательность и активность.

ñ    Деятельностный подход.

ñ    Систематичность и последовательность.

ñ    Постоянная повторяемость.

ñ    Научность.

ñ    Доступность.

ñ    Связь с жизнью.

ñ    Развивающее обучение.

ñ    Индивидуальный и дифференцированный подход.

ñ    Исследовательский

Основные направления работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста реализуются через тематические модули «Экология», «ФЭМП»

 

Тематический модуль «Экология»

         Задачи:

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Тематический модуль «ФЭМП»

Задачи:

- способствовать осознанию математических понятий и зависимостей, побуждать истолковывать их;

- совершенствовать представления равенства-неравенства между числами в пределах двух десятков;

- способствовать совершенствованию счетных навыков;

- расширять представления о времени, относительности отдельных характеристик;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- Закреплять умения различать и называть цвета и оттенки.

Методическое обеспечение ОО «Познавательное развитие»

Таблица 2

Автор

Название

Место издания, издательство, год издания

Помораева И.А.

Позина В.А.

 

Занятия по формированию элементарных математических представлений. Планы занятий.

М.:Мозаика-Синтез,2009

Коноваленко С.В.

 

Развитие познавательной деятельности у детей от 5 до 7 лет.

М.:ТЦ Сфера,2000

Петерсон Л.Г.

Кочемасова Е.Е.

 

Игралочка.Практический курс математики для дошкольников.

М.:Мозаика-Синтез,2006

Бондаренко Т.М.

 

Экологические занятия с

детьми 5-6 лет.

Экологические занятия с

детьми 6-7 лет.

Воронеж,"Учитель",2002

Рунова М.А.

Бутилова А.В.

 

Ознакомление с природой через движение (интегрированные занятия) для детей 5-7 лет

 

М.: Мозаика-Синтез,2006

Вахрушев А.А.

Кочемасова Е.Е.

Акимова Ю.А.

Белова И.К.

«Здравствуй, мир!»

 

 

-М.: Баласс,2006

Золотова Е.И.

 

 

Знакомим дошкольников с

миром животных.

-М.: Просещение,1988

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

         Основная цель - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Задачи:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления реализации образовательной области:

  1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;
  2. Формирование безопасных основ поведения в быту, социуме, в природе;
  3. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
  4. 4.                 Трудовое воспитание.

Принципы социально-коммуникативного развития:

- Создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- Учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-Создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Они реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».

         Тематический модуль «Социализация»

Задачи:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,

чувства

Тематический модуль «Труд»

Задачи:

– развитие трудовой деятельности;

– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. принадлежности к мировому сообществу.

        

 

Тематический модуль «Безопасность»

Задачи:

– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Методическое обеспечение образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Таблица 3

Автор

Название

Место издания, издательство, год издания

Белая К.Ю.

 

Формирование основ безопасности у дошкольников.

М.:Мозаика-Синтез, 2012

Авдеева Н.Н,

Князева О.Л.

Безопасность

 

-Спб.: Детство- Пресс, 2010

Данилина Г.Н.

 

Дошкольнику - об истории и культуре России.

-М.:Аркти,2010

Буре Р.С.

 

Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие.

-М.:Мозаика-Синтез,2011

Куцакова Л.В.

 

Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:Методическое пособие

-М.:Мозаика-Синтез,2010

Насонкина С.А.

 

Уроки этикета

-СПб.:Детство-Пресс,1997

Дыбина О.В.

 

 

Ребёнок и окружающий мир

-М.:Мозаика-Синтез,2008

Павлова Л.Ю.

 

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром:Методическое пособие

-М.:Мозаика-Синтез,2011

Кочемасова Е.Е.

Акимова Ю.А.

Белова И.К.

 

«Здравствуй, мир» Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей

-М.:"Баланс",2003

-М.: «Баланс»,2003

Образовательная область « Речевое развитие».

         Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Принципы развития речи:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

- принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;

- принцип развития языкового чутья;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- принцип работы над различными сторонами речи;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

- принцип обеспечения активной языковой практики.

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

Таблица4

Автор

Название

Место издания, издательство, год издания

Гербова В.В

Развитие речи в детском саду:Методическое пособие.

М.: Мозаика-Синтез,2005

Варенцова Н.С.

 

 

Обучение дошкольников грамоте.Для занятий с детьми 3-7 лет.

М.: Мозаика-Синтез,2009

Арушанова А.Г.

Речь и речевое общение детей 3-7 лет.

М.: Мозаика-Синтез,2002

БелоусоваЛ.Е.

Удивительные истории. (Конс-пекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста)

СПб.: Детство-Пресс,2001

БелоусоваЛ.Е.

Весёлые встречи.(Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники):Методическое пособие.

СПб.: Детство-Пресс,2003

Ушакова О.С.

 

Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет.

М.: ТЦ Сфера,2009

Ушакова О.С.

 

Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет.

М.: ТЦ Сфера,2009

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.

Развитие связной речи.

М.: Мозаика-Синтез,2002

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

         Основная цель: развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Принципы:

-интеграции;

-комплексно-тематический;

- взаимодействия с родителями;

- развивающего образования.

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Таблица 5

Автор

Название

Место издания, издательство, год издания

М.Б.Зацепина

 

 

Музыкальное воспитание в детском саду.Методическое пособие.

-М.: Мозаика-Синтез,2009

Комарова ТС.

Детское художественное творчество. Методическое пособие.

М.: Мозаика-Синтез,2010

Дубровская Н.В.

 

 

Приглашение к творчеству.Обучению дошкольников техники аппликации и коллажа.

- СПб.: Детство-Пресс,2002

Лыкова И.А.

 

Лепим, фантазируем, играем.

М.:ТЦ Сфера,2000

Ушакова О.С.

Гавриш Н.В.

 

 

Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий.

М.:ТЦ Сфера,2009

Комарова Т.С.

 

Художественная культура (интегрированные занятия с детьми 5-7 лет)

М.:ТЦ Сфера,2003

Белоусова Л.Е.

 

 

Добрые досуги по поизведениям детских писателей.

-СПб.: Детство-Пресс,2003

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание образовательной работы в МБДОУ в области физической культуры базируется на интеграции федерального компонента образовательного стандарта и специфики региональных требований к ДОУ в области физической культуры. Реализует идею личностно-ориентированного развития ребенка с обязательным использованием потенциала образовательной системы: современных научных, методических, практических наработок в области физического воспитания дошкольников, с учетом действующей региональной нормативно-правовой базы дошкольного образования и физической культуры. Предполагает гуманизацию образования дошкольников в области физической культуры через содержание образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности развития ребенка.

Физическое воспитание в МБДОУ учитывает тенденции и физическое состояние здоровья детей, отклонения в развитии, ориентировано на потребности и интересы семьи в образовании детей в области физической культуры,  создание целостной образовательной системы, обеспечивающей преемственность семейного, дошкольного, начального общего и дополнительного образования в области физической культуры в интересах ребенка и семьи,  являются ориентиром образовательного процесса МБДОУ и исходным ориентиром для системы начального общего образования.

        

Тематический модуль «Здоровье»

Направлен на формирование здорового образа жизни, основ культуры здоровья, достижение целей охраны здоровья детей через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о ценности здоровья;
  • преемственность в достижении поставленных задач с воспитанием в семье, дошкольном учреждении, микрорайоне.

Содержание работы по разделу «Здоровье» реализует идею здорового образа жизни, базируется на интеграции программ здоровьесбережения и реализации права каждого человека быть здоровым (Устав Всемирной организации здравоохранения).

Раздел предусматривает формирование у родителей представлений об индивидуальном здоровье и общественном здоровье, педагогическое сопровождение родителей по формированию установок у детей здорового образа жизни; сотрудничество со специальными учреждениями здравоохранения; опору на социальную наследственность, органическое созревание.

В разделе «Здоровье» предусматриваются темы:

  • влияние окружающей среды на здоровье человека;
  • режим дня и здоровье;
  • вредные привычки и их последствия для здоровья;
  • воспитание гигиенических навыков у детей.

        

 

Тематический модуль «Физическая культура»

включает следующие задачи:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»

Таблица 6

Автор

Название

Место издания, издательство, год издания

Пензулаева Л.И.

Физкультурные занятия в детском саду. Конспекты занятий.

М.: Мозаика- Синтез,2010

Степаненкова Э.Я.

 

 

Методика проведения подвижных игр: Методическое пособие.

М.: Мозаика-Синтез,2010

Степаненкова Э.Я.

Сборник подвижных игр: Методическое пособие.

М.:Мозаика- Синтез,2011

Новикова И.М.

 

 

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Методическое пособие.

М.:Мозаика- Синтез,2010

2.2.  Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения.

Основными приоритетными направлением ДОУ является  физкультурно-оздоровительное.

         Физкультурно-оздоровительная работа с детьми проводится с использованием принципов здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающих образовательных технологий.

Цель детского сада - обеспечение условий для охраны психофизического здоровья и всестороннего развития ребенка.

Действия педагогов направлены на формирование такой образовательной программы, которая основывается:

- на разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями;

- на создании саморазвивающейся среды со здоровьесберегающими функциями;

- на формировании единого здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.

Детский сад имеет отличную базу и условия для оздоровления ребёнка, свою

работу мы ведём в следующих направлениях:

- приобщение к физической культуре и здоровому образу жизни;

- развитие физкультурно-оздоровительной работы, взаимодействие с родителями.

                 

Задачи:

- заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;

- формировать представления о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, личностные качества;

- развивать интересы и потребности, создавать условия для успешности детей в любом виде деятельности, в том числе двигательной, в соответствии с их образовательной траекторией;

- создавать условия для налаживания взаимоотношений детей и взрослых, формировать благоприятный психологический климат в группе;

- для формирования адаптации и мотивации к обучению в детском саду, обеспечивать физическую и психическую готовность к общению и обучению в школе.

         Задачи решаются как в организованных видах деятельности -развивающих и образовательных ситуациях, досугах и праздниках, так и в самостоятельной двигательной деятельности в условиях предметно-пространственной среды, в специально организованных физкультурных уголках, на спортивных и игровых площадках.

Двигательный режим включает в себя разные виды занятий по физической культуре и самостоятельную деятельность, в которых четко прослеживаются локомоторные действия детей. При совершенствовании двигательного режима важно, с одной стороны, позаботиться об удовлетворении биологической потребности детей в двигательной активности, являющейся основным источником полноценного развития детского организма. С другой стороны, не менее важна содержательная сторона: рациональное сочетание разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

         Воспитать здорового ребёнка можно только при условии совместной работы, в содружестве медицины и педагогики, родителей, воспитателей и инструкторов дошкольного учреждения. Семья и д/с – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребёнка. Уже поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержку в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. В ДОУ создана необходимая материально-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей, но в последние годы отмечается ухудшение здоровья детей. С учётом этого особую актуальность приобретают такие формы работы с детьми, которые будут способствовать формированию здорового образа жизни, а также активно привлекать к этой проблеме родителей.

Таблица 9

п/п

Направления и мероприятия

 

 

I-я мл. гр.

ср. гр.

подг. гр.

 

 

1

Утренняя гимнастика  

5

6-8

10

8.00-8.30 ежедневно

 

2

Двигательная разминка во время перерыва между НОД

1,5-2

3-5

5-7

Ежедневно в перерыве между занятиями

 

3

НОД по физической культуре

10

20

30

3 раза в неделю: (1 -  на открытом воздухе)

 

4

Музыкальные занятия + музыкально-ритмические движения

10

20

30

По расписанию  2 раза в неделю

 

5

Физкультминутка

2

3

3

Ежедневно в процессе непосредственно образовательной деятельности

 

6

Упражнения на коррекцию осанки

-

1

1

Ежедневно (в течение дня)

 

7

Пальчиковая гимнастика

2

3

4

Ежедневно 2 раза (в течение дня)

 

8

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

5-7

10-15

10-15

Ежедневно

на прогулке

 

9

Игры малой подвижности и физические упражнения в группе

5-7

7-10

10-15

Ежедневно

утром и вечером

 

10

Оздоровительный бег (утренняя прогулка)

-

-

8-10

1 раз в неделю

 

11

Гимнастика пробуждения

2

8-10

10-12

Ежедневно по мере пробуждения

 

12

Индивидуальная работа по развитию движений

 

-

5-8

8-10

Ежедневно

на прогулке с учетом желания детей

 

13

Познавательно-оздоровительные занятия

-

элементы

30

1 раз в неделю

 

14

Самостоятельная двигательная активность детей

3

8

10-15

Ежедневно

на прогулке с учетом желания детей

 

15

Двигательная активность по закреплению основных видов движений под руководством воспитателя

10

20

30

Ежедневно

на прогулке

 

16

Физкультурный досуг, развлечение, спортивный праздник

-

20

30

1 раз в квартал

 

17

Самостоятельные игры в помещении с элементами двигательной активности.

3

8

10-15

Ежедневно

с учетом желания детей

 

18

Психогимнастика

3-5

6-8

12-15

2 раза в неделю

 

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы

  1. Создание условий:

  •    организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
  •    обеспечение благоприятного течения адаптации
  •    выполнение санитарно-гигиенического режима

2. Организационно-методическое и педагогическое направление:

  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
  •  изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  • определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.

  3. Физкультурно-оздоровительное направление

  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  • коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье

4. Профилактическое направление

  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
  • предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики.

 

 

Модель двигательной активности

Таблица 10

Виды занятий

по физической культуре

Вариативное содержание занятий

Особенности

организации

Утренняя гимнастика

ñ   комплекс корригирующей гимнастики

ñ   традиционный комплекс с включением упражнений имитационного характера

ñ   упражнения с простейшими тренажерами

ñ   гимнастический мяч, гантели)

ежедневно утром на воздухе или в зале. длительность - 10-12 мин

Коррекционное занятие по физической культуре

блок физических упражнений, направленный на развитие гибкости и подвижности позвоночника, на укрепление мышечного тонуса, на коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, на укрепление основных дыхательных мышц, на расслабление и снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения

одно занятие в неделю, проводится в зале в первой половине дня. длительность - 15-20 минут.

Коррекционно- развивающее занятие по физической культуре

ñ   занятие тренировочного типа

ñ   занятие игрового и сюжетно- игрового характера

ñ   контрольно-проверочное занятие

ñ   занятие ритмической гимнастикой

ñ   занятие на развитие творчества детей

ñ   в содержание каждого занятия включены коррегирующие упражнения на укрепление «мышечного корсета» и мышц стопы

в первой половине дня один раз в неделю в физкультурном зале при открытых фрамугах. длительность - 20-30 минут.

Подвижные и спортивные игры

ñ   игры низкой и средней интенсивности

ñ   упражнения на прогулке. игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации

ñ   упражнения на развитие координационных возможностей

ñ   упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств

ñ   спортивные упражнения, игры

ñ   игры с элементами спорта (футбол, баскетбол, бадминтон, хоккей).

ñ   народные игры

ежедневно. длительность - 15-20 минут.

Двигательная пауза

 

 

Физкультминутка

ñ   игровые упражнения низкой и средней интенсивности

ñ   ритмические движения

ñ   корригирующие упражнения

ñ   упражнения для развития мелкой моторики (сидя за столом, стоя у стола). игровые упражнения коррекционной направленности

ежедневно в групповой комнате при открытых фрамугах. длительность разминки - 5-8 минут, во время занятий - 3-5 минут

Гимнастика после дневного сна

ñ   разминка в постели - корригирующие упражнения и самомассаж

ñ   гимнастика сюжетно-ролевого характера

ñ   комплекс упражнений в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам

ñ   корригирующие упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и формирование нормального свода стопы

ñ   комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации

ñ   упражнения на укрепление основных дыхательных мышц

ежедневно при открытых фрамугах в спальне и групповой комнате. длительность - 7-10 минут.

Логоритмическая гимнастика

ñ   упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений, взаимосвязанных со словом и музыкой

ñ   дыхательные упражнения

ñ   пальчиковая гимнастика

ñ   двигательные задания на пространственную ориентировку

ñ   ритмические движения

ñ   упражнения на коррекцию координации в движениях рук (в том числе мелкой моторики), ног

раз в неделю в первой половине дня на музыкальном занятии

Неделя здоровья

ñ   сюжетно-тематические праздники «Будьте здоровы!», «В городе здоровячков», «Где прячется здоровье?»

ñ   подвижные игры и упражнения по желанию детей

ñ   спортивные игры и упражнения

два-три раза в год. игровая деятельность детей строится главным образом на воздухе

Физкультурный праздник

составлен по специальным сценариям. использование сюрпризных моментов, пособий. участие всех желающих детей

два раза в год в зале или на воздухе. длительность - не более часа

Физкультурный досуг

ñ   подвижные игры низкой и средней интенсивности

ñ   игровые упражнения на развитие координации

ñ   игры-соревнования

ñ   викторины и квн

досуг проводится раз в квартал в зале или на воздухе. длительность - не более 30 мин

Индивидуальная работа по развитию движений

индивидуально с ребёнком по потребности и показаниям

ежедневно во второй половине дня (в помещении или на воздухе). длительность 12-15 мину

2.4. Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса.

         МБДОУ «Детский сад №83» в вариативной части ООП сделал выбор в сторону следующих направлений:

- физкультурно-оздоровительное,

- духовно-нравственное.

         Эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Работа по осуществлению приоритетных направлений в МБДОУ представляет целостную систему взаимосвязанных мероприятий. Таким образом, программа отражает, как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада. Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 40% от ее общего объема, так как отражает:

  • видовое разнообразие учреждения системы дошкольного образования,
  • наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей,
  • особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур с учетом условий, которыми располагает учреждение,
  • особенности физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и  художественно-эстетического развития детей с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.

         В результате реализации вариативной части общеобразовательной программы в ДОУ достигнуты высокие результаты в развитии духовно- нравственных и физических качеств воспитанников. Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, музыкальных, спортивных школах.

 

3.Организационный раздел

3.1.Организация образовательного процесса и организационно-педагогические условия

Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности. Сон, еда, прогулки, занятия детей чередуются в определенной последовательности. Упорядоченный режим жизни  способствует выработке ритмичности физиологических процессов детского организма и нормальному его развитию:

  • продолжительность образовательной деятельности строится с учетом возраста детей;
  • режим дня  обеспечивает достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  • в режиме отведено необходимое время на сон.

Режим дня

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций",  утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный  № 28564).

Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа  в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,

 в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,

 в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,

в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,

для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

для детей 6-го года жизни - не более 25 минут

для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В старшей группе 1зан-20 мин.; 2 зан-25 мин - в 1 половине дня, 3 зан. -25 мин во 2 половине дня.

         В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут.

         Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка   Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Гибкий режим деятельности МБДОУ в сочетании с оздоровительными мероприятиями

Таблица11

Режимные моменты

Время

Прием детей, утренний осмотр, беседы с детьми, самостоятельная игровая деятельность, трудовая деятельность, индивидуальные и подгрупповые дидактические игры

7.00-8.30

Утренняя гимнастика с использованием дыхательных упражнений (в теплое время года – на улице)

8.10-8.20

Подготовка к завтраку; дыхательная гимнастика, психогимнастические упражнения, пальчиковая гимнастика

8.20-8.30

Завтрак

8.30-9.00

Непосредственно образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий: физкульминутка, пальчиковая гимнастика, речевые игры с движением, подвижная игра (малой и средней подвижности), упражнения дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, упражнения на релаксацию, психогимнастика

9.00-10.00

(мл. возр.)

9.00-11.00

(ст. возр.)

Свободная самостоятельная деятельность детей, подготовка к прогулке

10.30-11.00

Прогулка: наблюдения, беседы, элементарная трудовая деятельность, подвижные игры, игры с элементами спорта, индивидуальная и подгрупповая работа по физ.воспитанию; 3-е физкультур. занятие

9.30-12.10

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду: мытье рук прохладной водой, дыхательные упражнения

12.10-12.30

Обед

12.30-13.00

Водно-воздушные процедуры до сна: водные ножные ванны, массаж стопы: ходьба по «Дорожкам здоровья» с различной поверхностью

12.45-13.00

 

Дневной сон с доступом свежего воздуха

12.30-15.00 

Оздоровительные процедуры после дневного сна: постепенный подъем, гимнастика пробуждения (3-5 упр.), дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, мытье рук прохладной водой

15.00-15.20

Уплотненный полдник

15.15-15.40

Игры, ролевые, дидактические, беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям, самостоятельная игровая и художественная деятельность детей

15.30-16.20

Чтение художественной литературы

16.00-16.40

Подготовка к ужину, ужин

16.15-17.00

Вечерняя прогулка: подвижные игры, игры с элементами спорта, индивидуальная  и подгрупповая работа по ФИЗО

16.50-18.40

Возвращение с прогулки; мытье рук прохладной водой, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика

Свободная самостоятельная деятельность детей  Уход детей домой

18.40-19.00

Модель воспитательно – образовательного процесса по направлениям

         Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

  • совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной обра­зовательной программы дошкольного образования.

 

 

 

Модель организации деятельности взрослых и детей в МБДОУ

Таблица12

Совместная деятельность детей и взрослого

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействия с семьями воспитанников, социумом

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Деятельность – формы работы:

- двигательная – подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования;

- игровая – сюжетные игры, игры с правилами;

-продуктивная – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов;

-коммуникативная – беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами;

-трудовая – совместные действия, дежурство, поручения, задание, реализация проектов;

-познавательно-исследовательская – наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами;

-музыкально-художественная – слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры(с музыкальным сопровождением);

-чтение художественной литературы – чтение, обсуждение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

диагностирование;

педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

-совместное творчество детей и взрослых

       

Построение образовательного процесса основывается  на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:

- игровые,

- сюжетные,

- интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является  «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.

Младший дошкольный возраст

Таблица13

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Социально – коммуникативное

развитие

ñ    Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

ñ    Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы

ñ    Формирование навыков культуры еды

ñ    Этика быта, трудовые поручения

ñ    Формирование навыков культуры общения

ñ    Театрализованные игры

ñ    Сюжетно-ролевые игры

ñ    Индивидуальная работа

ñ    Эстетика быта

ñ    Трудовые поручения

ñ    Игры с ряжением

ñ    Работа в книжном уголке

ñ    Общение младших и старших детей

ñ    Сюжетно – ролевые игры

Познавательное

развитие

ñ    Игры-занятия

ñ    Дидактические игры

ñ    Наблюдения

ñ    Беседы

ñ    Экскурсии по участку

ñ    Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

ñ    Игры

ñ    Досуги

ñ    Индивидуальная работа

Речевое развитие

ñ    Игры- занятия

ñ    Чтение

ñ    Дидактические игры

ñ    Беседы

ñ    Ситуации общения

ñ    Игры

ñ    Чтение

ñ    Беседы

ñ    Инсценирование

Художественно-эстетическое развитие

ñ    НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

ñ    Эстетика быта

ñ    Экскурсии в природу (на участке)

ñ Музыкально-художественные досуги

ñ    Индивидуальная работа

Физическое развитие

ñ    Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года

ñ    Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)

ñ    Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

ñ    Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)

ñ    Физкультминутки на занятиях

ñ    НОД по физкультуре

ñ    Прогулка в двигательной активности

ñ    Гимнастика после сна

ñ    Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

ñ    Физкультурные досуги, игры и развлечения

ñ    Самостоятельная двигательная деятельность

ñ    Ритмическая гимнастика

ñ    Хореография

ñ    Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

Старший дошкольный возраст

Таблица 14

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Социально –

коммуникативное  развитие

ñ    Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

ñ    Оценка эмоционального настроения группы

ñ    Формирование навыков культуры еды

ñ    Этика быта, трудовые поручения

ñ    Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям

ñ    Формирование навыков культуры общения

ñ    Театрализованные игры

ñ    Сюжетно-ролевые игры

ñ    Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе

ñ    Эстетика быта

ñ    Тематические досуги в игровой форме

ñ    Работа в книжном уголке

ñ    Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)

ñ    Сюжетно – ролевые игры

Познавательное развитие

ñ    НОД по познавательному развитию

ñ    Дидактические игры

ñ    Наблюдения

ñ    Беседы

ñ    Экскурсии по участку

ñ    Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

ñ     Развивающие игры

ñ    Интеллектуальные досуги

ñ    Индивидуальная работа

Речевое развитие

ñ    НОД по развитию речи

ñ    Чтение

ñ    Беседа

ñ    Театрализованные игры

ñ    Развивающие игры

ñ    Дидактические игры

ñ     Словесные игры

ñ    чтение

Художественно-эстетическое развитие

ñ    Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

ñ    Эстетика быта

ñ    Экскурсии в природу

ñ    Посещение музеев

ñ Музыкально-художественные досуги

ñ    Индивидуальная работа

Физическое развитие

ñ    Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года

ñ    Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)

ñ    Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

ñ    Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)

ñ    Физкультминутки

ñ    НОД по физическому развитию

ñ    Прогулка в двигательной активности

ñ    Гимнастика после сна

ñ    Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

ñ    Физкультурные досуги, игры и развлечения

ñ    Самостоятельная двигательная деятельность

ñ    Ритмическая гимнастика

ñ    Хореография

ñ    Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

         Распределение непосредственно образовательной деятельности основано на принципах:

- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;

- дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход;

- соотношение между инвариантной (не более 60% от общего времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана;

- сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями.

         В основе построения воспитательно–образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

         Цель: обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции  на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

         Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

•        явлениям нравственной жизни ребенка

•        окружающей природе

•        миру искусства и литературы

•        традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

•        событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,  День народного единства, День защитника Отечества и др.)

•        сезонным явлениям

•        народной культуре и традициям.

         Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

          Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями.

         Формы подготовки  и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей (комплексно-тематическое планирование см. в приложении).

Взаимодействие с родителями

         В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

         Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка и привлечения их в непосредственно образовательные проекты на основе выявления потребностей осуществляется по направлениям:

1. Изучение отношения педагогов и родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.

2. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.

3. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.

4. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, в районе (городе, области.)

6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Принципы работы с родителями

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

2. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

3. Возрастной характер работы с родителями.

4. Доброжелательность, открытость.

Формы работы с родителями

Таблица15

Реальное участие родителей

в жизни ДОУ

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

-Анкетирование

- Социологический опрос

-интервьюирование

3-4 раза в год

По мере необходимости

В создании условий

 

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

-помощь в создании предметно-развивающей среды;

-оказание помощи в ремонтных работах;

2 раза в год

 

Постоянно

 

ежегодно

В управлении ДОУ

- участие в работе родительского комитета, педагогических советах.

По плану

В просветительской деятельности, направленной на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», ;

-памятки;

-сайт ДОУ;

-консультации, семинары-практикумы,

- распространение опыта семейного воспитания;

-родительские собрания;

1 раз в квартал

 

 

Обновление постоянно

 

 

 

1 раз в месяц

По годовому плану

 

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

 

 

-Дни открытых дверей.

- Дни здоровья.

- Недели творчества

- Совместные праздники, развлечения.

-Встречи с интересными людьми

 -семейные гостиные

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности

- Творческие отчеты кружков

 

2 раза в год

1 раз в квартал

2 раза в год

По плану

По плану

1 раз в квартал

 

Постоянно по годовому плану

2-3 раза в год

 

1 раз в год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Материально-техническое обеспечение программы.

 

         Администрация МБДОУ совместно с подрядными организациями, сотрудниками и родителями воспитанников постоянно работают над укреплением материально – технической базы. Материально – техническая база детского сада соответствует его типу и виду. Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Вся мебель и оборудование соответствует возрасту и индивидуальным особенностям детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Правила пожарной безопасности соответствуют требованиям.

         Ремонт  помещений, отдельных подсобных помещений проводится согласно плану-графику «Финансово-хозяйственной деятельности» Заменяется сантехника, мебель, мягкий инвентарь, обновляются методические пособия и игровое оборудование.

         Средства, поступающие на финансирование реализации образовательной программы осуществляется согласно плану «Финансово-хозяйственной деятельности» на 2016-2017 год.

         Расходы на оплату труда педагогических работников осуществляются согласно положению «Об оплате труда, порядке установления размеров и условий доплат и надбавок, премирования и материальной помощи работникам» от 01.08.2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Кадровое обеспечение

Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ составляет  10 человек. Педагогический коллектив МБДОУ представлен: заведующая, старший воспитатель, воспитатели,  музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования. Данные о работниках МБДОУ обобщены в таблицах.

Кадровая характеристика педагогического состава

Таблица 16

Состав педагогических кадров

Кол-во

 

Всего специалистов (в том числе совместителей)

8

 

Постоянные (основные) педагогические работники

8

 

В том числе имеют образование:

9

 

- высшее педагогическое

6

 

- высшее не педагогическое

-

 

- среднее специальное педагогическое

2

 

- среднее общее

-

 

Имеют квалификационные категории:

ВКК

1

 

1КК

2

 

ПСЗД

1

 

без категории (молодые специалисты стаж до 3 лет)

4

 

Имеют почётные звания и ведомственные знаки отличия

 

 

 

Для реализации воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад №83» определяет следующие программы по образовательным областям.

Таблица 22

Модули образовательных областей

Названия программ и методических пособий

Ключевые положения

программ

Физическая культура

Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать и метать» пособие для воспитателя детского сада

Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду»

А.Д. Викулов, И.М.Бутин «Развитие физических способностей детей (пособие для родителей и педагогов)»

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми (3-7 лет)»

М.Ф. Литвинова «Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни» практическое пособие

О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» практическое пособие

Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления» рабочие материалы к оригинальной авторской программе

Сохранение здоровья ребенка и обеспечение его полноценного физического развития

Здоровье

 

М.Д. Маханёва «Воспитание здорового ребёнка»

В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»

С.В. Дубровская «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой»

М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» (методическое пособие для педагогов ДОУ)

О.Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и  нарушений осанки у дошкольников» практическое пособие

Роберт Ротенберг «Расти здоровым» детская энциклопедия здоровья

Формирование начал представлений о здоровом образе жизни, о ценности здоровья, влиянии окружающей среды на здоровье человека.

Безопасность

 Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» (для работы с детьми 3-7 лет)

 

Обучение ребенка дошкольного возраста общепринятым нормам поведения, адекватным, осознанным действиям в той или иной обстановке;

развитие у дошкольников самостоятельности и чувства ответственности, правил безопасного поведения.

Социализация

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду. М., 2006

Л.М. Шипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детеё от 3 до 6 лет)

М.Б. Зацепина. Дни воинской славы. М., 2008.

Помощь в процессе формирования личности, в усвоении ребенком норм нравственного поведения, в адекватной оценке собственных возможностей.

 

 

Воспитание у детей с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к Родине, его героям.

Труд

Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду М., 2005.

 

 

 

Л.В. Куцакова. Творим и мастерим.

/ручной труд в д/с и дома/. М., 2007.

Развитие у детей интереса к труду взрослых, навыков элементарной трудовой деятельности и трудолюбия через ознакомление детей с трудом взрослых, через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности.

Развитие художественного вкуса, творчества, терпения и упорства, художественных способностей, познавательных мотивов. Развитие способностей к экспериментированию и изобретательству.

Познание

О.В. Дыбина. Ребенок и окружающий мир. М., 2005.

О.А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. М., 2005

Н.Е. Веракса, Н.Н. Веракса. Практическая деятельность дошкольников. М., 2008.

Развитие коммуникативно-познавательной деятельности, обогащенной современным развивающим содержанием.

Развитие наглядно-образного мышления, зрительной памяти, логики, конструктивных умений, умений сравнивать, анализировать.

Развитие речи

В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. М., 2005.

 

 

 

 

 

А.И. Максаков. Правильно ли говорит Ваш ребенок. М., 2005.

Речевое развитие, работа по овладению, звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

В программе даются представления о слове, предложении (без грамматического их определения), формировании культуры речевого общения, организации развития речевой среды.

Чтение художественной литературы.

В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. М., 2005.

 

 

Художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства.

Воспитание читателя, приобщение к художественной литературе.

Воспитателю предоставляется право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом региональных компонентов, содержания дошкольного образования и особенностей режима работы ДОУ.

Художественное творчество

Р.Г. Казакова«Рисование с детьми дошкольного возраста», Т.А.Кобцева «Природа и художник»;

Г.С. Швайко«Программа по рисованию,лепке, апликации с детьми 4-7 лет»

И.А. Лыкова, «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности, справочное пособие (Программы ДОУ; приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Ознакомление с разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Обучение основам создания художественных образов, развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, музыкально-художественной деятельности, формирование практических навыков в различных видах художественной деятельности.

Музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.П. Радынова Программа «Музыкальные шедевры» авт.;

Н.Э. Басина, О.А. Суслова«С кисточкой и музыкой в ладошке» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Б. Зацепина. Праздники и развлечения в детском саду. М., 2006.

 

Развитие музыкальных и пластических способностей у детей

Совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Обогащение музыкальными впечатлениями, побуждение к яркому эмоциональному отклику при восприятии музыки разного характера.

Содействие формированию певческого голоса, развитие навыков движения под музыку.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию, классической  и современной музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Описание предметно-пространственной и информационно-образовательной среды.

         Согласно Стандарту созданная в ДОУ развивающая среда  содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная и соответствует требованиям ФГОС.

         Цели развивающей среды:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение равенства возможностей каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения
  • сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

         Вся развивающая среда направлена на создание: условий развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

Вид помещения и оснащение

Таблица

Вид помещения функциональное использование

оснащение

Групповая комната

ñ    Сенсорное развитие

ñ    Развитие речи

ñ    Ознакомление с окружающим миром

ñ    Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

ñ    Развитие элементарных математических представлений

ñ    Обучение грамоте

ñ    Развитие элементарных историко – географических представлений

ñ    Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

ñ    Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте

ñ    Муляжи овощей и фруктов

ñ    Календарь погоды

ñ    Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий

ñ    Магнитофон, аудиозаписи

ñ    Детская мебель для практической деятельности

ñ    Ионный очиститель воздуха

ñ    Облучатель ультрафиолетовый для группового облучения (в т.ч. переносной)

Групповые комнаты

ñ    Сюжетно – ролевые игры

ñ    Самообслуживание

ñ    Трудовая деятельность

ñ    Самостоятельная творческая деятельность

ñ    Ознакомление с природой, труд в природе

ñ    Игровая деятельность

ñ    Детская мебель для практической деятельности

ñ    Книжный уголок

ñ    Уголок для изобразительной детской деятельности

ñ    Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека»

ñ    Природный уголок

ñ    Конструкторы различных видов

ñ    Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.

ñ    Развивающие игры по математике, логике

ñ    Различные виды театров

ñ    Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики

Раздевальная комната

ñ    Информационно – просветительская работа с родителями

ñ    Информационный уголок

ñ    Выставки детского творчества

ñ    Наглядно – информационный материал

Методический кабинет

ñ    Осуществление методической помощи педагогам

ñ    Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

ñ    Библиотека педагогической и методической литературы

ñ    Библиотека периодических изданий

ñ    Пособия для занятий

ñ    Опыт работы педагогов

ñ    Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов

ñ    Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми

ñ    Иллюстративный материал

ñ    Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Жостово, матрешки, Богородские игрушки

ñ    Скульптуры малых форм (глина, дерево)

ñ    Игрушки, муляжи

 

         ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.