• +7 (473) 252-17-11
Воронеж, Фридриха Энгельса ул, 39

Программа доп. образования "Маленький гражданин России"


f78770398dd6e391aac06e677211.jpg


Пояснительная записка               

Данная рабочая программа разработана на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Данилюка А.Я.,.,Кондакова А.М., Тишкова В.А.,  комплексной « Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, программы развития личностной культуры дошкольников «Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князевой О.Л., Маханевой М.Д.               Рабочая программа носит название «Маленький гражданин России», в котором заложен смысл формирования начальных нравственных базовых ценностей,  к  началу социализации, гражданственности, познанию мира и себя в нем, патриотизма и  т.д.              Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князевой О.Л., Маханевой М.Д. и содержание учебно-методического комплекта соответствует федеральным государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человекев истории и культуре и определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации.                Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное  воспитание дошкольников - это направление, которое формирует личность ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого,  оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд в образовательном процессе. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.

Актуальность

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, образовательным учреждением, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла,  долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность,  дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, эмпатийность). Духовно-нравственное воспитание на основе православных  и народных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Знакомство с русской  народной культурой , в частности,  с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

 Цель программы:

         Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре,  духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

 Задачи программы:

  1. Создать условия для укрепления ценностно-смысловой сферы личности.
  2. Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье,  другим людям, обществу, своей Родине.
  3. Формировать  нравственные качества,  нравственную культуру дошкольников через  осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
  4. Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
  5. Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного города, края.
    1. Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
    2. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
    3. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

           В содержание  рабочей программы  заложен воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания   материала в каждом блоке осуществлён с ориентацией на формирование  базовых национальных ценностей. Разными  средствами, методами и приемами  в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, самобытным обычаям и традициям, передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей русского народа.  

Ценностные ориентиры  содержания  рабочей программы:

  •  ценность мира,  как общего дома для всех жителей Земли;
  • ценность человеческой жизни,  как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели;
  • ценность любви к Родине, народу,   выражающуюся  в осознанном желании  беречь природу,  заботиться о младших, уважать старших;
  • ценность слова, как возможность общаться;
  • ценность природы, как  осознание себя частью природного мира,  как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
  • ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка;
  • ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
  • ценность познания мира;
  • ценность свободы выбора,  как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

           Образовательный процесс с дошкольниками организуется через кружковую работу, образовательную деятельность в режимные моменты, совместную деятельность со специалистами детского сада  и родителями воспитанников на основе интеграции  разных  видов детской деятельности и образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

           НОД проводится 1 раз в неделю в первой половине дня по 5 блокам:

  • традиции и обычаи русского народа;
  • устное народное творчество;
  • праздники «солнечный хоровод»;
  • не красна изба углами, а красна пирогами;
  • Воронеж– наша гордость и любовь.

          Организация работы по блокам ведется с использованием следующих форм: ознакомительные беседы, игры, музыкальная, театрализованная и изодеятельность, викторины, рассматривание и обсуждение картин, ручной труд, чтение и разучивание произведений малого фольклора, придумывание небылиц, стихов, просмотр видеофильмов, экскурсии, целевые прогулки, встречи, проведение различных праздников, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, педагогическая ситуация, ситуация морального выбора, ситуативный разговор, проектная деятельность, поручения и задания, проблемные ситуации, экспериментирование, элементарные исследования и конструирование.

               Для реализации программы используются  наглядный, словесный, практический, репродуктивный объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, интерактивный   методы и методы стимулирования, а также   печатные,  аудиовизуальные, демонстрационные,  наглядные плоскостные средства и электронные образовательные ресурсы.

Рабочая программа реализуется через 40 часов занятий, в режимные моменты, совместную деятельность со взрослым.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность  первых представления о культуре своего народа, обычаях;
  • обогащение  словарного запаса детей;
  • сформированность  представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
  • развитие коммуникативных навыков,  уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • сформированность первых представлений о  своей истории, традициях и обычаях русского народа и Алтайского края;
  • обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа;
  • сформированность первоначальных навыков доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способности различать нравственное и безнравственное;
  • сформированность первоначальных универсальных учебных действий.

Результативность и  эффективность программы отслеживается путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года.

           Цель диагностики: выявить реальное отношение детей  к пониманию ценности и нравственных устоев семьи,  общечеловеческих ценностей, принятию духовных отечественных традиций.  Оценивание проводится по трем уровням: высокий,  выше среднего, средний,  ниже среднего.

           При проведении психодиагностического обследования используются различные методики.

           1. Методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной.

 Цель методики: изучение осознания детьми нравственных норм.

Критерий оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников.

Уровни осознания нравственных норм:

  • высокий - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку;
  • выше среднего - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку;
  • средний - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует;
  • ниже среднего - ребенок не может оценить поступки детей. 

Содержание  программы

           Рабочая программа представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом пяти блоков: «Традиции и обряды русского народа», «Устное народное творчество и декоративно – прикладное искусство», «Праздники « солнечный хоровод», Не красна изба углами, а красна пирогами», «Алтай – наша гордость и любовь».

             Содержание каждого из пяти блоков организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия. Реализация ее осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимные моменты, совместную деятельность со взрослыми.

1 блок Традиции и обряды русского народа

           Культура и традиции русского народа. Октябрь пахнет капустой. Синичкины именины. Поэзия русского народного костюма. Наум – грамотник. Новый год на Руси. Ждём весну! Сретенье! Путешествие в прошлое России. Нет милее дружка, чем родимая матушка. Со светлой Пасхой.

2 блок Устное народное творчество и декоративно – прикладное искусство

        Что летом родится – зимой пригодится. Шалуны – балуны. Народная игрушка. На печи лежим – сказки слушаем. Пришла коляда – отворяй ворота. Готовимся к Масленице. К худой голове своего ума не приставишь. Сороки. Русские народные потешки. Шутки шутить – людей      насмешить. Вербный базар.

3 блок   Праздники « солнечный хоровод»

          Осенние посиделки. Кузьминки. Святки. Ой,ты,Масленица! Благовещение. Пасха.

 

 

4  блок  Не красна изба углами, а красна пирогами

           Дом, дом -  открой свою тайну. Хлеб – всему голова. Что расскажет нам старинная прялка. Весела была беседа. Мило тому, у кого всего  в дому. Эх, чай, чай, чай. Уж ты кумушка, встречай!

5 блок   Воронеж – наша гордость и любовь

          Мой край, мой гимн. Музыкальная гостиная. Народные игры Воронежского края. Знакомство с творчеством воронежских поэтов. Викторина для детей «Мой край».

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Задачи

Сроки

1 блок           Традиции и обряды русского народа

1

Культура и традиции русского народа

Закрепить знания детей  о названии страны, в которой они живут, расширить представления о её природе, культуре (устное народное творчество, народно – прикладное искусство). Уточнить знания детей о таком понятии как традиция.

Октябрь

 

3

 

 

 

Синичкины именины

Развивать интерес к жизни зимующих птиц, формировать стремление заботиться о них, и оказывать поддержку. Познакомить с традициями проведения праздника на Руси и приметами, связанными с этим днём.

Ноябрь

4

 

Поэзия русского народного костюма

Расширить представления детей о русском народном костюме, особенностями его изготовления и использования. Развивать воображение. Обогащать словарь детей.

Ноябрь

 

5

 

Наум – грамотник

  Познакомить с историей обучения грамоте на Руси, святыми покровителями учения; предметами письменности

(чернильницы, перья)

Декабрь

 

 

 

6

 

Новый год на Руси

Дать  представление об отличительных особенностях проведении Нового года на Руси.

Декабрь

 

7

Ждём весну! Сретенье!

 

 

Познакомить с народными приметами и обычаями этого дня, вызвать интерес к народным праздникам, чувство восхищения к традициям русского народа.

Февраль

 

 

8

 

 

Путешествие в прошлое России

На примерах былин показать смелость, мудрость и силу русского народа, богатырей Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича.

Февраль

9

 

 

 

Нет милее дружка, чем родимая матушка

Воспитывать чувство бережного отношения  к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери.

Март

 

10

Со светлой Пасхой

Обогащать знания детей о празднике Пасхи. Развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность.

Апрель

2 блок    Устное народное творчество и декоративно – прикладное искусство

1

 

 

 

Что летом родится – зимой пригодится

Познакомить с историей создания календаря. Упражнять в отгадывании загадок; развивать творческое воображение, воспитывать любовь к природе.

Октябрь

2

 

 

 

Шалуны - балуны

Развивать интерес к народным играм. Формировать понимание содержаний словесного творчества русского народа, вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.

Октябрь

3

 

 

 

Народная игрушка

 

 

Закрепить знания о народных промыслах; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Ноябрь

 

 

 

4

 

 

 

 

На печи лежим – сказки слушаем

 

Углублять интерес к сказкам. Формировать умения выразительно передавать  интонацией и голосом характерные черты сказочных персонажей. Воспитывать на примере народной сказки нравственные качества.

Декабрь

 

 

 

 

5

 

 

 

Пришла коляда – отворяй ворота

Обогащать знания детей о празднике  «Святки»; разучивать новые колядки; познакомить с разными видами гадания; научить изготавливать  маски  для праздника «Святки». 

Январь

 

 

 

6

 

 

 

 

Готовимся к Масленице

 

 

 

Познакомить с названиями дней масленичной недели; разучить  заклички, приговорки, игры к празднику;

Научить  изготавливать «солнышки» различными изобразительными средствами и материалами.

Февраль

 

 

 

 

7

 

 

 

 

К худой голове своего ума не приставишь

Дать представление детям о мудрости и глубоком смысле пословиц и поговорок русского народа. Показать детям значение знаний, использовать пословицы и поговорки о труде и лени, уме и глупости  в общении друг с другом.

Март

 

 

 

 

8

 

 

 

Сороки

 

 

 

Познакомить с народными приметами и обычаями этого дня; изготовление  «птиц – счастья». Воспитывать бережное отношение к природе и развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

Март

 

 

 

9

 

 

 

Русские народные потешки

 

Обогащать лексику произведениями малого     фольклора, побуждать к   выразительному чтению произведений, показать значение фольклора  в формировании нравственных качеств детей.

Апрель

 

10

 

 

 

 

Шутки шутить – людей      насмешить

 

Познакомить с народным юмором (дразнилки, небылицы, докучные сказки); показать выразительность, образность и красоту русского слова  и его значение в воспитании положительных качеств личности

Апрель

11

 

 

Вербный базар

 

 

 

 

Расширять знания детей о вербном воскресенье, обрядах, обычаях этого дня; совершенствовать умение изготавливать кукол – закруток и  показать их роль в благополучии  семейной жизни;

развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.

Май

 

 

 

 

3 блок                     Праздники « солнечный хоровод»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осенние посиделки

 

 

 

 

 

 

Познакомить с посиделками, традиционными для русской народной культуры; учить  бережно относиться к фольклорным традициям русского народа; приобщать к традиционной культуре на основе использования фольклора (песни, загадки, пословицы, скороговорки); формировать умение участвовать в совместной с другими детьми игре, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Кузьминки

 

 

Расширить представления детей и родителей о народных обрядах осени, учить использовать старинные слова и выражения, воспитывать умение исполнять народные песни, хороводы, активно включаться в игры.

Ноябрь

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Святки

 

 

 

 

 

 

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; продолжать знакомить с обрядовыми праздниками; использовать музыкальный фольклорный материал в повседневной жизни; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Январь

4

Ой, ты, Масленица!

Способствовать приобщению детей к традициям отечественной культуры;

 продолжать знакомить детей с малыми жанрами русского фольклора:

(частушки, поговорки, загадки); развивать музыкальные способности; развивать творческие способности детей, совершенствовать их исполнительные умения и навыки; воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Март

5

Благовещение

 

Дать детям представление о встречи весны на Руси, продолжать знакомить детей с русскими народными фольклорными праздниками;

Расширять кругозор, закреплять знания детей о первых признаках весны, развивать наблюдательность, внимание; Учить исполнять русские народные песни, сопровождать пение движениями, хороводами;

 Воспитывать любовь к народным традициям, русскому народному творчеству.

Апрель

6

Пасха

Закрепить с  детьми знания о празднике «Пасха»; развивать интерес к культуре предков; вспомнить об обычаях и обрядах, связанных с праздником;

Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа.

 

май

4  блок    Не красна изба углами, а красна пирогами

1

Дом, дом -открой свою тайну

Познакомить детей с устройством горницы русской избы и с теми предметами, которые в ней находятся, о крестьянском быте.

Октябрь

2

 

 

 

 

 

 

 

Хлеб – всему голова

 

 

 

 

 

 

 

Систематизировать знания детей о  хлебе и значении его в жизни русского народа; познакомить с орудиями труда, которыми пользовались в старину при выращивании и переработке зерна: соха, борона, серп, жернова; сравнивать их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитывать уважение к хлебу, как национальной ценности и  нелегкому труду хлеборобов.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Что расскажет нам старинная прялка

Познакомить детей с прялкой, рассказать какое место она занимала в жизни женщин на Руси.

Декабрь

 

 

 

4

 

 

Весела была беседа

 

Закрепить знания детей о домашней утвари. Дать знания о колыбельке, люльке, зыбке, вспомнить колыбельные песни.

Январь

5

 

 

Мило тому, у кого всего

 в дому

Познакомить детей с укладом жизни русского

 крестьянства, с традициями гостеприимства, культурой трапезы.

Февраль

 

 

6

Эх, чай, чай, чай. Уж ты кумушка, встречай!

Закреплять знания о русской избе и национальной кухне, используя пословицы и поговорки.

 

 

 

Апрель

 

 

5 блок             Воронеж – наша гордость и любовь

1

 

Мой край, мой гимн

Познакомить с историей края, его гимном и гербом.

Октябрь

2

Народные игры

Развивать интерес к народным играм. Формировать понимание содержаний словесного творчества русского народа.

 

Ноябрь

3

Знакомство с  творчеством Кольцова

Познакомить с биографией и творчеством Кольцова.

 

Декабрь

4

Воронеж – город воинской Славы

Уточнить и расширить знания детей о родном городе: общественные здания, промышленные предприятия; вызывать чувство гордости за свой родной город.

Февраль

5

Знакомство с творчеством поэта Никитина

 

Чтение и разучивание стихотворений Никитина

Март

6

Викторина для детей «Мой край»

Закрепление и утверждение знаний детей о Воронежской области

Май

 

 

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Главная цель рабочей программы – формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к  русской народной культуре,  духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям. Реализация этой цели ставит перед воспитателем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для успешной работы по программе целесообразно организовать комнату по краеведению, которая  станет той информационной средой, в которой будут проходить  разные мероприятия с дошкольниками.

 В детском саду имеются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • технические средства обучения (доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; компьютер, телевизор, музыкальный центр, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран ,  принтер, сканер, фото- и видеотехника;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием рабочей программы;
  • библиотечный фонд и печатная продукция (учебно-методические комплекты, хрестоматийные материалы, энциклопедическая и справочная литература,  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным блокам рабочей  программы).

Литература

  1. 1.     Алешина М.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ,2005.
  2. Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». СПб. «Детство - Пресс».1999.
  3. 3.     В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  4. Гладких Л.П., Меньшиков В.М.  Основы православной культуры. Мир -  прекрасное творение. Курск, 2008.
  5. Год  души. Православный церковный календарь.-М.:ООО «Сантагма», 2010.
  6. 6.     Данилюк А.Я.,.,Кондаков А.М., Тишков В.А.,  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- М., «Просвещение» , 2009.
  7. 7.     Журнал  «Детская энциклопедия»,№3,2011. Познавательный журнал для девочек и мальчиков.
  8. 8.     Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. – сост.Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, о,Н.Корепанова и др.-3 –е изд., перераб.и дополн. –СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.
  9. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно- методическое пособие. -2-е изд.; перераб. и доп.-СПб.: «Детство-Пресс»,2006.
    1. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005.
    2. 11.                       Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ, 2005.
    3. 12.                       Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.-сост.Натарова В.И. и др.-Воронеж:ТЦ «Учитель», 2005.
    4. 13.                       Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
    5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-3-е изд., испр.доп.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.
    6. 15.                       Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. –М.:ТЦ Сфера, 2011.
    7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
    8.  Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО «Творческая   педагогика», 1998.