• +7 (473) 252-17-11
Воронеж, Фридриха Энгельса ул, 39

Программа развития

 

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2

1.1.Пояснительная записка……………………………………............................2

1.2.Паспорт программы………………………......................................................2

1.3.Информационная справка о МБДОУ «Детский сад №83»………………..6

 2.ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ…………………………………………………8

2.1. Проектирование образовательного процесса ДОУ……………………....8

2.2. Используемые программы, технологии и пособия……………….............10

2.3. Взаимодействие педагогов с детьми…………………................................11

2.4. Медицинское обслуживание детей в ДОУ………………….....,................15

2.5 Система методической работы……………,……….....................................16

2.6. Работа с родителями…………..……………………....................................16

 3. КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МБДОУ

«Детский сад № 83» ……………………………….…...………………………17

3.1. Этапы реализации программы развития………………………..................18

3.2. Прогнозируемые результаты………………………………….....................19

3.3. План действий………………………………………...……….....................20 

4. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………....24

 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ДАЛЬНЙШЕЙ РАБОТЫ………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Пояснительная записка

 

         Сегодня наша страна – часть нового, стремительно меняющегося мира.

Этот динамический мир представляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. За последние годы появились значимые нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования в Российской Федерации. В соответствии с современными  требованиями федеральных документов воспитательно-образовательная система направлена на всестороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными  и индивидуальными возможностями, способностями, потребностями.

Успешно реализуется муниципальная  программа городского округа город Воронеж «Развитие образования на 2014–2020 годы», подпрограмма 1 «Развитие дошкольного образования».

В связи с вступлением в силу с 01.09.2013 года Федерального закона №273 – ФЗ «Закона об образовании в Российской Федерации», и в соответствии  с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в образовательном учреждении возникла необходимость создания новой «Программы развития» для осуществления возможности быть конкурентноспособными на рынке образовательных услуг.

         Программа развития является директивным документом и определенной формой представления перспектив развития  Учреждения.

 

1.2. Паспорт программы.

 

Ответственный исполнитель программы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»»

Основания для разработки программы:

-       Конвенция о правах ребёнка.

-       Конституция РФ.

-       Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-        СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

-       Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об Утверждении Порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 года №1014.

-       Приказ Минобрнауки  Росссии от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

-       Муниципальная  программа городского округа город Воронеж «Развитие образования на 2014–2020 годы», подпункт 1 «Развитие дошкольного образования».

-       Устав МБДОУ «Детский сад № 83».

 

Разработчики программы:

Руководители авторского коллектива по разработке Программы развития МБДОУ «Детский сад № 83»:

заведующий  В.И. Китаева,

старший воспитатель  В.В. Бобровникова

 

Цель программы:

Обеспечение условий и создание предпосылок для динамичного развития дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи программы:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности  родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Этапы и сроки реализации программы.

Программа реализуется в период 2016 - 2021 гг.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

-       Положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей. Снижение заболеваемости, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

-        Готовность детей к обучению в школе.

-       Современная предметно - пространственная  среда и материально-техническая база, способству­ющая развитию личности ребенка. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям  ФГОС ДО.

-        Воспитанники ДОУ ориентированы на познание человека, природы, окружающего мира, осознающие себя в современном пространстве страны и города. Они любят свою родину, свою семью, сверстников и друзей, желают сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

-       Мотивация родителей к взаимодействию с ДОУ, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей воспитанников.

-       Повышение профессиональной культуры педагогов, их уровня категорий и умения работать на запланированный результат.

-       Реализация планов сотрудничества с социокультурными учреждениями. Создание эффективной системы управления качеством дошкольного образования. Функционирование ДОУ как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечива­ющей свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности.

 

1.3. Информационная справка о МБДОУ«Детский сад №83»

 

Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №83»

 

Руководитель: Китаева Вера Ивановна

Тел./факс:  8(473) 259-38-76;

                   8(473) 252-17-11

 

 E-mail: detsad83len@gmail.com

 

Местонахождение:

РФ, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, д. 39

Учреждение расположено в Ленинском районе города Воронеж. Открыл свои двери для дошколят в 1964 году. Учреждение является юридическим лицом, имеет смету, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и штампы со своим наименованием.

         Учреждение имеет  лицензию на право  ведения  образовательной  деятельности  № И- 3838 от 28 мая 2012 года

Учредитель: администрация городского округа  город Воронеж.

МБДОУ «Детский сад №83» занимает первый этаж жилого дома (290кв.м.)

Мощность детского Учреждения – 107 детей (три группы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»» в  соответствии с ФГОС ДО реализует следующие приоритетные направления:

- физическое;

- познавательное;

- речевое;

- художественно-эстетическое;

- социально-коммуникативное.

 

 

Режим работы

МБДОУ «Детский сад № 83»: пятидневная рабочая неделя; ежедневно  с 7.00 до 19.00 часов. Гибкость режима проявляется к детям, посещающим музыкальные школы, спортивные секции, художественные школы.

Продолжительность занятий от 10 до 30 минут, среднее их количество от 1 до 3-х в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке.

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности: создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.

В период дошкольного детства  закладываются такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, ориентация в окружающем мире, усвоение ребенком способов познания, саморазвития, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности и занимать субъективную позицию в освоении современной культуры. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности ДОУ: передачу детям чувства любви к природе, родному краю, в котором они живут и развиваются, смыслов и ценностей культуры, поиске новых форм функционирования образовательного учреждения.

Насыщенная развивающая  предметно - пространственная  среда стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития воспитанников ДОУ, предпосылок для раскрытия способностей ребенка. Педагогический процесс в ДОУ ориентирован на создание условий для развития   ребенка, где составляющими являются:

-       активная внутренняя потребность и стремление к свободе, любви, истине, правде, доброте, красоте как к основным человеческим ценностям;

-       умственные способности: сенсорные, интеллектуально-познавательные, ценностно-эмоциональные и ценностно-смысловые, направленные на усвоение и самостоятельное порождение способов познания закономерностей окружающего мира;

-       творческие способности (интеллектуальные, художественные, конструктивные), обуславливающие неповторимую индивидуальность личности;

-       коммуникативные умения, позволяющие познать, оценить и изменить мир природы;

-       эмоционально-рефлекторные качества, выражающиеся в эмоционально-положительном отношении к оценке себя, самооценке, саморегуляции, самосохранении жизни и здоровья.

 

К  ценностям ДОУ относятся:

-       Открытость и поддержка — ДОУ открыто к внешнему миру, мы готовы обмениваться опытом своей работы с коллегами и родителями. Мы стремимся, открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении.

-       Мобильность, гибкость — мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, соответствовать потребностям и интересам семей, расширять перечень образовательных услуг.

-       Сотрудничество — мы стремимся совместно с родителями решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах детей.

-       Профессионализм и высокое качество образовательных услуг, которое достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждого педагога.

 

2. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ.

 

2.1. Проектирование образовательного пространства ДОУ

Ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество, эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию. Анализ педагогической деятельности показывает, что нам удалось оптимально совместить инновационные программы с уже существующими.  А педагоги ДОУ готовы к инновационной деятельности, творчеству и поиску оптимальных путей достижения новых качественных результатов, созданию педагогического сообщества и коллектива единомышленников.

Образовательный процесс осуществляется по образовательной Программе МБДОУ «Детский сад № 83», разработанной с учетом комплексной Программы воспитания и обчения в детском саду «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Программа «От рождения до школы»  позволяет решать задачу единого процесса социализации и индивидуализации личности ребенка, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, а также  способствует  развитию  одаренности дошкольника и оказания поддержки в проявлении их творческих дарований.

          Реализация программы  осуществляется по следующей структуре:

-       с помощью  образовательных ситуаций, логических  и дидактических игр;

-       в совместной деятельности воспитателя с детьми вне НОД, в свободной форме;

-       в самостоятельной деятельности, в созданной воспитателями предметно- развивающей среде.

Проектирование образовательного пространства ДОУ осуществляется с учетом следующих принципов:

1.  Принцип  гуманизации учебно-воспитательного процесса предусматривает не максимальное ускорение темпов развития ребенка, а создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства, наиболее полного развития его возрастных и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.

2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.

З.  Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе. Он реализуется путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных детей, так и подгруппы детей, а также путем создания благоприятных условий для полноценного развития ребенка, опережающего в своем развитии сверстников.

4.  Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребенка и родителей.

5.  Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.

6. Принцип культуросообразности, ориентирующий ребенка на освоение общечеловеческой культуры.

7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.

8. Принцип научности состоит в том, что ребенок усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог — воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень.

 

2.2. Используемые программы.

Образовательный процесс строится  по программам:

Комплексная программа  «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.

Объем обязательной части Программы составляет 60% от ее общего объема.

Иные 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений на основе парциальных программ:

  1. Лыкова И.А. Цветные ладошки-В., 2007
  2. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М.ТЦ.Сфера.2009 г.
  3. С.Н. Николаева «Юный эколог», Мозаика-Синтез
    1. О.А. Соломеменникова  «Экологического воспитания в детском саду» (2-7 лет;)
    2. Н.А. Арапова-Пискарева  «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» ( 2-7 лет)
    3. В.П. Новикова «Математика в детском саду»
    4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа  обучения и воспитания  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием .М., 1993.
    5. К.Ю.Белая «Основы безопасности», Мозаика- синтез
    6. Ушакова О.С. Развитие речи детей ТЦ «Сфера» 2011, 2014.
      1. В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду»
      2. Э.Я. Степаненкова  «Физическое воспитание в детском саду» (2-7 лет)
      3. Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду»

 

В результате создано образовательное пространство, развивающая предметно-пространственная среда, показателем эффективности которого является высокий уровень развития детей в группах на этапе выпуска в школу. Этот комплекс программ позволяет решать задачи развития детей дошкольного возраста, а также оказания поддержки в проявлении их творческих дарований. Педагоги  согласно мониторинговых данных  могут скорректировать содержание работы с ребенком. 

Организационно образовательная  деятельность носит  интегрированный характер. Развитию творческого потенциала детей способствует взаимодействие  педагогов с  музыкальным руководителем, инструктором физкультуры,  педагогом дополнительного образования.

 

2.3. Взаимодействие педагогов с детьми.

Взаимодействие педагогов с детьми является основным звеном воспитательно-образовательного процесса, который базируется на гуманизации способов общения с ребенком. Содержание дошкольного образования сформировано из процессов физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.  

Организационной основой деятельности ДОУ в учебном году  является годовой план, в котором  определены задачи по всем направлениям деятельности.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Система работы по физическому воспитанию включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику и гимнастику после дневного сна, физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные праздники и развлечения. Особое внимание уделяется закаливающим упражнениям и процедурам — это упражнения в постели после сна, корригирующие упражнения, дозированная ходьба, точечный массаж,  дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения под музыку, босохождение. Это укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат ребенка, углубляет дыхание, повышает пищеварение, улучшает обмен веществ. Все это хорошо влияет на рост и развитие детского организма. Физкультурно-оздоровительная работа заключается в развитии физически крепкого ребенка, с устойчивой нервной системой, готового  к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации в обществе.

     Физическое развитие дошкольников требует комплексного подхода. Мероприятия по укреплению физического здоровья

-       содействуют формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений;

-       закаливают организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), различные традиционные и современные методы закаливания;

-       способствуют сохранению положительного психоэмоционального состояния детей;

-       осуществляется  витаминное и полноценное питание.

-       проводятся профилактические работы.

В ДОУ успешно внедряются здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, гимнастика пробуждения.

        Ежегодно проводятся исследования состояния здоровья детей специалистами, выделение детей «группы риска».

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Воспитатели всех групп создают условия для художественно-эстетического развития  детей (лепить, рисовать, выполнять аппликацию из любого материала), с уважением относятся к продуктам детского творчества, способствуя самореализации детей. Предоставляется детям возможность проявлять свое  творчество, что направлено на воспитание эмоционально-положительного отношения детей к художественной деятельности. Развивается у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать совместно с взрослым и самостоятельно. Развитию творческих способностей способствует  конструктивная деятельность. Использование разнообразного природного материала воспитателями: семян, шишек, листьев, хвойных иголок, глины, песка, гравия, пуха  заинтересовывает ребенка, а затем побуждает его к выполнению заданий, поиску новых форм и цвета.

В ДОУ имеется музыкальные инструменты для детей, фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная установка.  Музыкальное развитие воспитанников  происходит через  приобщение  к миру общечеловеческих ценностей средствами музыки, театра, фольклора. Музыкальный руководитель приобщает детей к музыкальному искусству, развивает музыкально-художественную деятельность. Эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Дети со своими спектаклями выступают перед детьми и родителями. Исполняя роли сказочных героев, дети приобщаются к культуре своего народа, непроизвольно вовлекая себя в то отношение к миру. Играя различных героев, ребенок приобретает ценные качества: свободная игра воображения, пополнение словарного запаса, выражение мыслей мимикой, жестами, движениями тела, пользование словом, умение различать реальное и фантастическое.

Музыкальный руководитель успешно проводит работу  по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве. Изучая колыбельные, песни, частушки и музыкальные инструменты дети учатся богатству мелодии, разнообразию ритма и выразительности языка; проявляется интерес к истории русского народа, к его жизни в разные времена, к его великой музыке.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

 Педагоги учат детей слушать сказки, понимать загадки, любить потешки, рассказывать пословицы, заучивать скороговорки.  В результате обогащается активный словарь, развивается связная, грамматически правильная речь, ребенок обогащается теплотой народной поэзии. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.  В детском саду создана комната сказок, в которой дети знакомятся с  книжной культурой,  русскими народными сказками. Идет приобщение детей к истокам русской народной культуры.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Познавательное  развитие  строится в системе. 

В экологическом воспитании  можно выделить следующие основные задачи:

-       формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;

-       воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

-       воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения с окружающей средой;

-       прививать нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.

Для реализации этих задач проводятся  определенные мероприятия:

-       организована  зеленая зона на территории ДОУ;

-       создана эколого-оздоровительная  развивающая среда  в каждой группе;

-       проводятся  семинары для педагогического персонала учреждения;

-       пропагандируются  экологические  знания среди родителей, проводится индивидуальная работа с семьей;

- организационно  образовательную деятельность по экологическому воспитанию проводит педагог дополнительного образования по экологии.

Все это прививает у ребенка нравственные принципы, моральные и этические нормы человека будущего,  способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма этических чувств. Базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников.

          Успешно ведется работа в этом направлении благодаря программе педагога дополнительного образования «Я гражданин России». Дошкольники получают представление о народных промыслах. С большим интересом они знакомятся с русской кухней. Результаты своих знаний они показывают при проведении народных праздников. Русское народное творчество знакомит дошкольников с истоками народной культуры, развивает духовность.  Яркие народные костюмы воздействуют на зрительные центры и улучшают эмоциональное настроение детей и взрослых. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют мышление, снимают страхи, агрессию, замкнутость, развивают речь и обогащают словарный запас детей, в игровой форме дети осваивают традиционные стили общения. В совместных мероприятиях воспитателей, детей и родителей происходит сплочение и познание нового, как в народном творчестве, так и в отношениях взрослых и детей.

 

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Развитию социального и эмоционального интеллекта способствует социально-коммуникативное развитие воспитанников. Работа в этом направлении происходит на основе доброжелательности к каждому ребенку, умении поддерживать в каждой группе спокойной жизнерадостной приближенной к домашней обстановки; создания  условий для игровой деятельности. Все это побуждает детей всех возрастов проявлять активный познавательный интерес к миру, своему окружению, что способствует усвоению норм и правил поведения, развитию чувства  ответственности; привитию  основ безопасного поведения в быту, социуме; формированию   готовности  к совместной деятельности со сверстниками.

В трудовом воспитании  центральное место занимают ознакомление детей с трудом  взрослых и организация труда самих детей. Эффективность положительного отношения к труду зависит от проявления интереса к деятельности, поэтому ежегодно для труда  детей  в уголках  природы, на участке детского сада, приобретается  детский инвентарь ( ведра, лейки, совки, грабли и лопаты).

         Жизнь детей в детском саду организуется так, чтобы у ребенка накапливался положительный опыт позитивных чувств, поступков и взаимоотношений.  Мониторинг  эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе наблюдений его деятельности и общения. Для снятия эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения в группах  созданы уголки уединения, подобраны музыкальные произведения, проводятся  пальчиковые игры и физкультминутки. Взрослые реализуют позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают его достоинство.

В соответствии с требованиями  ФГОС ДО  особое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям развития игровой деятельности в ДОУ, профессиональной компетенции педагогов в формировании игрового опыта ребенка и создании развивающей предметно-пространственной  среды.

 

2.4.  Медицинское обслуживание детей в ДОУ.

Медицинское обслуживание детей строится на основе нормативно-правовых документов с учетом результатов мониторинга состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ  осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей.

Медицинским персоналом даются рекомендации педагогам и родителям. Устанавливается щадящий режим, закаливание, двигательная активность — все согласовывается с родителями. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие берутся на учет, с последующими оздоровительными мероприятиями. Медицинские работники проводят оценку физического развития детей с определением групп здоровья. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни (сбалансированное питание, профилактика вредных привычек, развитие познавательного интереса к окружающему, закаливание и охрана здоровья детей, ознакомление с основами валеологии) дают положительные результаты.

         Медицинское обслуживание детей осуществляется  медицинской сестрой и врачом  ДОУ, специалистами поликлиники № 3.

         В детском саду  имеется: медицинский кабинет.  Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям САНПиН  2.4.1.3049-13. Питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.   

          

2.5. Система  методической работы.

Созданная система методической работы  в ДОУ способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в воспитательно-образовательной работе и инновационной деятельности, помогает выработать единые ценностные ориентиры. Была составлена «Дорожная карта»,  уточнены цели и задачи методической работы по  введению ФГОС ДО:

-       информирование о новых достижениях и нормативных требованиях;

-       обучение и воспитание педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого для статуса МБДОУ;

-       выявление, предъявление, сопровождение освоения наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности;

-       подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

Базовые курсы в ВОИПК и ПРО, РМО, семинары, совещания, конференции и конкурсы, самообразование в ДОУ стали школой профессионального роста педагогов. Тематика их занятий нацелена на оказание помощи в реализации  ФГОС ДО и модернизации образования, освоении программ обучения дошкольников и распространение опыта.

 

2.6. Работа с родителями.

Миссия  МБДОУ «Детский сад № 83» заключается в удовлетворении потребностей родителей (законных представителей).  

По социальному составу  в детском саду преобладает полная семья  75-   85,8%, не полная семьи –  31 - 14%, опекуны – 1- 0,3 %.

Основываясь на данные социологического опроса родителей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, мы определили, что большинство из них удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Традиционные формы работы с семьями воспитанников такие как: консультации, встречи, беседы, собрания, а также участие родителей в образовательном процессе (посещение всех занятий, режимных моментов, участие в детских праздниках и развлечениях) объективно работают на укрепление отношений между МБДОУ и родителями, а также представителями разных поколений в семье.

Неоднократное анкетирование родителей и беседы с детьми показали, что преобладающее большинство высоко ценят и любят детский сад. Такой подход в работе способствует качественному обновлению педагогического процесса.

Благодаря помощи родителей обновляется художественная и  методическая  литература в  группах. Но возможность принимать участие в разных формах сотрудничества с Учреждением привлекает немногих.

Проблема: отстраненность семьи от образовательного пространства Учреждения.

Факторы, способствующие решению проблемы: готовность Учреждения к переходу на более качественный уровень сотрудничества с родителями.

Факторы, препятствующие решению проблемы: недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности родителей, низкий уровень мотивации и инициативы их к совместной деятельности и сотрудничеству с Учреждением. Доминирование в Учреждении традиционных форм взаимодействия с семьей.

 

 

3. КОНЦЕПЦИЯ  И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ.

 

Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Актуальность программы развития МБДОУ «Детский сад № 83»  обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:

-       реализация требований нового федерального государственного стандарта   дошкольного образования;

-        обеспечение доступности дошкольного образования для населения;

-        создание условий для полноценного физического и психического  развития детей дошкольного возраста;

-        обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

-        сохранения и укрепления здоровья детей, развитие физической культуры;

-       организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.

Программа развития МБДОУ  учитывает и создает условия для реализации данных направлений.

Общий вывод:

Исходя из всего вышесказанного, целью Программы развития является обеспечение условий и создание предпосылок для динамичного развития дошкольного образовательного учреждения, а также обеспечение доступности и высокого качества дошкольного образования на основе повышения эффективности деятельности МБДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность.

 

3.1. Этапы  реализации программы развития:

1 ЭТАП, подготовительный,

 два года (2016 – 2018 годы)

Задачи:

1.   Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения.

2.  Разработать необходимую нормативно-правовую  базу  Программы развития МБДОУ «Детский сад № 83».

3. Обеспечение возможности педагогам выбрать учебные планы, программы, средства, методы и формы образовательной работы.

4.   Отработка организации, содержания и технологии педагогического процесса.

 

2 ЭТАП, поисково-преобразующий

(2018 - 2019 годы)

Задачи:

1.     Практическая реализация программы развития.

2.     Мониторинг уровня развития детей и квалификации педагогов.

3.     Коррекция программ и учебных планов.

4.     Осуществление поисков возможностей разнообразных программ с учетом работы с одаренными детьми.

6.     Сохранение и развитие единого государственного образовательного пространства, расширение форм организации образовательной деятельности . Социальная защита субъектов образовательного процесса.

 

3 ЭТАП, заключительный

( 2020 -2021 годы)

Задачи:

1.     Мониторинг развития детей и квалификации педагогов.

2.     Анализ работы МБДОУ по программе развития 2016 - 2021 годы.

4.   Ознакомление  воспитателей и специалистов района с результатами работы   МБДОУ «Детский сад № 83» (на уровне РМО):

-        ОО «Познавательное развитие» (февраль 2021 г.).

-        ОО «Художественно-эстетическое развитие» (март 2021 г.).

-        ОО «Речевое развитие» (март 2021 г.).

-        ОО «Физическое развитие» (апрель-май 2021 г.).

-        ОО «Социально-коммуникативное развитие» (февраль 2021 г.).

5.    Модернизация  МБДОУ в соответствии с программой развития.

  

3.2. Прогнозируемые результаты:

- Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка.

-Улучшится  качество оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Благодаря  высокому качеству коррекционной работы улучшится речь детей.

- Расширится участие родителей в деятельности ДОУ, основанное на их выборе:

          - в участии образовательного процесса;

          - в проведении совместных мероприятий;

          - укрепится сотрудничество ДОУ и семьи.

    Будет осуществляться квалифицированное консультирование родителей по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития детей.

-  Создание предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО:

- содержательно-насыщенной

- трансформируемой

- полифункциональной

- доступной

- безопасной

Реализация разработанной Программы  развития  поможет созданию максимально благоприятных условий для осуществления воспитательно-образовательной работы МБДОУ «Детский сад № 83».

 

3.3. План действий

3.3.1.Направления деятельности администрации и педагогического коллектива.

 

Направление развития

Мероприятия по реализации программы

Сроки

Источники финансирования

Ответственные

1.Создание механизма эффективного управления программой

1.1. Определить функции творческих групп, периодичность их работы, формы работы с участниками этих групп

1.2.Деятельность рабочих групп для проведения и обобщения результатов исследования

 

2016 -2021гг

 

 Без финансовых затрат

 

 

 

 

                       

 

Заведующая 

 

 

2.Информирование участников программы

2.1. Провести  цикл производственных совещаний «Координация деятельности сотрудников ДОУ по реализации программы развития»

2.2. Провести  цикл родительских собраний «Внедрение современных форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»

2.3. Размещение результатов запросов родителей на официальном сайте ДОУ

 

 2016-2021гг

 

 Без финансовых затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заведующая

 

 

 

 

 

3. Содержательные связи с социумом

3.1. Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию:

- с поликлиникой,

- ВИРО

2016-2021гг

Без финансовых затрат

Ст. воспитатель 

 

 

 

 

 

 

4.  Кадровое обеспечение

5.1.Повышение профессионального мастерства педагогов и других сотрудников ДОУ

2016-2021 гг

Без финансовых затрат

Ст. воспитатель 

 

 

 

 

 

Направления  развития и  деятельности  МБДОУ

«Детский сад № 83»» обеспечивающих, развитие ребенка.

 

 

Направление развития

 

Мероприятия по реализации программы

 

Сроки

 

 Источники финансирования

Ответственный

Физическое развитие

- продолжать работу по здоровьесберегающей программе;

- проводить оздоровительные мероприятия для совершенствования физического и эмоционального благополучия детей;

- в целях воспитания осознанного отношения к своему здоровью разработать и ввести систему занятий на тему: «Бережное отношение к здоровью»

2016-2021гг

 

 

 

 

 

 

Без финансовых затрат 

 

 

 

 

 

заведующий, старший воспитатель, медсестра,

инструктор физкультуры

 

 

Познавательное развитие

- В помощь воспитателям разработать серию интегрированных занятий по математике и экологии;

- проект «Я маленький гражданин России»

- разработать рекомендации для родителей

2016-2021гг

 

Без финансовых затрат

 

 

 

 

заведующий

ст. воспитатель,

воспитатели

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

-Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музыки, художественной литературы, фольклора, искусства

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно- модульной, музыкальной и др).

-Работа над проектами:

«Сказка, сказка, приходи…» (театрализован   деятельность),

2016-2021гг

 Без финансовых затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 воспитатели

музыкальный руководитель

Речевое развитие

-обогащение словаря через знакомство с книжной культурой, детской литературой,

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,

 2016-2021гг

Без финансовых затрат 

старший воспитатель,

воспитатели

 

Социально-коммуникативное развитие

 

 

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение к  своей семье;

-проведение тематических дней «Дружат дети всей Земли»;

-работа над проектом по ОБЖ «Берегись бед, пока их нет!»

 2016-2021гг

 

 

 

 

 

 

 Без финансовых затрат

 

 

 

 

 

 

заведующий, воспитатели,

 

 

                 

4. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 83»  осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности  на     плановый период 2016-2021 годы.

 Финансовый план реализации Программы развития.

№ п/п

Мероприятия по реализации программы

Источники финансирования

Сроки выполнения

Ответственные

 

 

  1. Приобретение уличного игрового оборудования:

 

1.1.

Песочница-1 штук.

 Без вложения бюджетных средств.

 2016г.

Заведующая,

завхоз

1.2.

Игровые спортивные комплексы и оборудование для спортивной площадки.

Без вложения бюджетных средств.

2017 -2018 г.г.

Заведующая,

завхоз

1.3

 Строительство сдвоенного теневого навеса для прогулочных площадок

 Бюджетные средства

2019-2020 гг.

Заведующая,

завхоз

2.Приобретение игрушек, развивающих игр, дидактических пособий.

Не требует бюджетных

средств

2016-2021 г. г.

Заведующая,

Завхоз

 4. Оборудование групповых помещений.

 

4.1.

Интерактивные доски.

Бюджетные  и внебюджетные средства

2020 - 2021 г.г.

 

Заведующая

5 . Ремонтные  работы.

 

5.1

 Текущий ремонт

 

 

 

Бюджетные

средства

 2016 – 2021 гг.

Заведующая,

Завхоз

5.2

Капитальный ремонт

Бюджетные

средства

    2016 – 2021 гг.

Заведующая,

Завхоз

5.3

Благоустройство территории.

Без вложения бюджетных средств.

постоянно

Завхоз, воспитатели

 

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

 

1.  Подведение  итогов работы по Программе развития.

Ответственная: заведующий МБДОУ «Детский сад № 83»

Китаева В.И.Сроки: май 2021 года.

 

 2. Подготовка Программы развития на следующий период.

Ответственная: заведующий МБДОУ «Детский сад № 83»

Китаева В.И.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предлагаемая Программа развития МБДОУ «Детский сад № 83» является результатом творческой деятельности педагогического коллектива и родителей. Реализация данной программы нуждается в изменении существующей методики воспитания и развития, планомерном внедрении новых педагогических технологий, обеспечивающих ожидаемый результат.

Допускается внесения в программу необходимых корректировок, успешная реализация программы будет зависеть от субъективных условий, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования.